Олег, чтобы объяснить ученику, можно спрашивать, рисовать, нюхать, кушать и щупать. Но это мешает запомнить.
В книжках и на курсах эйдетики советуют использовать все органы чувств и эмоции. Чтобы как в вашем примере человечек летал, обстреливал и щепки летели. Чтобы появлялось нечто, а потом из него вылетало другое нечто.
Эти советы вредные, и вот почему:
1. Долго. Пока субъект совершит действие по отношению к объекту, пока одно превратишь в другое — остальные игроки бросят покер и начнут играть в дурака.
2. Неуниверсально. Сегодня получилось одно превратить в другое, завтра — не факт.
3. Эмоции мешают сосредоточиться. Если бы у меня на ракете сидела симпатичная пиковая дама, она бы долго летала и не могла приземлиться.
4. Ненадёжно. Через год колесо в вашем примере может не появиться из стула и жёлтая ракета не полетит.
5. Нельзя использовать эффективные способы запоминания. Об этом ниже.
Чтобы запоминать быстро и надолго, достаточно соединять зрительные образы. Важно: только образы — без «запаха, вкуса и тактильных ощущений», и только соединять — без превращений, полётов и обстрелов.
В вашем примере с «колл 4-бета» рекомендую:
1. Кодировать по смыслу. Подбирайте образы, которые больше соответствуют исходной информации. Если «колл» — от англ. «call», то лучше не кодировать «колом, на который насаживают». Используйте образ, выражающий исходную идею: «Call — один из возможных вариантов ответа на ставку противника». Это может быть «перчатка», которую бросили в лицо, или «мушкет дуэлянта», или тоже перчатка, но уже боксерская. Тогда по образу будете понимать прямо: «Мушкет → ответка на ставку противника». Вместо: «Деревянный кол → созвучно английскому „call“ → ответ на ставку противника».
2. Осторожнее с информацией, которая повторяется. Если «человечек» — это бродвей, а «ракета» — туз, учтите, что следующая комбинация с бродвеем и тузом затрёт предыдущую комбинацию с человечком и ракетой.
Чтобы такого не происходило:
— трансформируйте или видоизменяйте повторяющиеся образы. Трансформировать, это когда «человечек» сначала такой, потом другой. Видоизменять, это когда в первый раз бродвей кодируете «человечком», во второй — «театром», в третий — «широкой дорогой». Тогда для мозга эти образы уникальны;
— изолируйте повторяющиеся образы. Взяли какую-нибудь «чашку», и на каждую из частей запоминаете по одному образу: туз на кромке, туз на ручке, туз на дне. Тогда следующий туз не затрёт предыдущий. Эту технику нельзя использовать, если следовать вредным советам выше: когда одна чашка и одна ракета, они ещё могут взаимодействовать и превращаться, с разными же частями чашки такое уже не пройдёт.
Таблицы
Таблицы надо запоминать универсальным способом независимо от вида информации: и финансовые показатели, и покерные диапазоны запоминаются одинаково — хоть на 1−2 года, хоть на всю жизнь.
В вашей таблице не озаглавлены столбцы и строчки. А так как я ничего не понимаю в покере, мне сложно догадаться, в какой последовательности надо запомнить ячейки: построчно, постолбцово, только красные, желтые или зелёные.
Общая рекомендация: смотрите в сторону «чашки», о которой написал выше. «Чашкой» может быть заголовок строки или столбца, а всё, что размещаете на ней — ячейки этой строки или столбца. Если ячейки организованы не построчно и не постолбцово (отдельные сценарии действий в покере), то «чашкой» может быть отдельная ячейка.
Образные коды
Если бы я профессионально занимался покером, то заморочился бы и сформировал систему образных кодов для информации, которая повторяется.
Это долго, но оно того стоит: 1) не надо каждый раз кодировать — один раз придумал образ и постоянно им пользуешься; 2) образы соединяются быстрее, потому что в мозге уже «протоптаны тропинки»; 3) образы дольше держатся и 4) легче вспоминаются.
Без образных кодов сложно решать профессиональные задачи и невозможно использовать мнемотехнику на полную мощность.
Покажу на примере своих образных кодов. Это отдельные карты, не покерные комбинации. Но общие принципы можно понять.
Придумаем образы для бубнового, пикового, трефового и червового королей.
Для этого возьму по одной первой согласной от каждого слова в названии карты: «Б» — от «бубнового», и «К» — от короля. Согласные «Б» и «К» станут первыми согласными слова, образ которого я и буду использовать для обозначения бубнового короля: «БуКет».
Пиковый король — это «П» и «К», поэтому «ПаКет».
Трефовый король — «Т» и «К», поэтому «уТКа».
Червовый король — «Ч» и «К», поэтому «ЧеК».
Когда я доведу образные коды до рефлекторного уровня, словесные обозначения отпадут. Увижу бубнового короля на игральном столе — в голове мгновенно вспыхнет образ букета. Представлю букет — с языка тут же слетит «бубновый король».
1. Система опорных образов может состоять из нескольких уровней.
Одноуровневая система на примере Цицерона: дверь, вешалка, шкаф,
Двухуровневая: дверь — первый уровень, номерок на двери, глазок в двери, ручка двери,
Если ко второму уровню присоединить последовательность произвольно взятых образов, получится третий уровень.
Если в образах третьего уровня выделить части — четвёртый.
Количество уровней определяется задачей. Если информация для временного хранения, когда надо быстро закинуть, поработать и стереть, то чем меньше уровней, тем лучше. Для долговременного хранения эффективней использовать четыре уровня.
Важное правило: сколько бы ни было уровней в системе, запоминаете всегда на последний.
Без стирания не получится вторично записать образы на те же части опорников. И это хорошо 🙂
2. С учётом ответа на первый вопрос, я бы выделял так:
— 5 частей в опорниках первого уровня;
— 5−10 образов в последовательности опорников третьего уровня;
— 5 частей в опорниках третьего уровня, получив последний, четвёртый уровень.
3. Правильно, что не видите.
Чтобы запомнить дословно, надо к зрительному анализатору подключить речь и слух.
С помощью зрительных образов запоминаем смысл. С помощью проговаривания и прослушивания — артикуляцию и произношение. Потом видите образ, и фраза сама слетает с языка. Слышите фразу, и образ сам возникает в голове.
Главный секрет: видеть, слышать и проговаривать надо одновременно.
Большинство пытаются запомнить зубрёжкой — проговаривают, не видя образы. Значение слов вроде бы понимаешь и усилия по визуализации кажутся лишними. Но это самообман.
Вот, что бывает, когда пытаешься учить без образов в голове (18+):
Почему реклама? Страница тренинга по запоминанию текстовой информации, где мы учимся запоминать сложные структуры. Именно там нужны «жесткие диски».
В глобальном-то смысле весь этот сайт реклама 😉
1. Сроки хранения информации определяются не способами запоминания, а способами активизации в памяти того, что уже запомнили. Размещайте тем методом, который лучше подходит для конкретной информации. Сроки хранения будете регулировать потом.
Из практических рекомендаций: для длительного хранения я бы не советовал формировать длинные последовательности образов, соединенных непосредственно между собой. Лучше дробить на последовательности по 5−10 образов и размещать их на опорники. Если запомнить 50 образов без промежуточных опорников и вдруг со временем один из них вылетит, то вся последовательность разорвётся. А с опорниками вы бы потеряли только одну небольшую последовательность из 5 образов.
2. Если для «флешки» достаточно простого маршрута, то «жёсткий диск» я бы формировал скрупулёзно, отражая в системе опорников взаимосвязи информации. Для этого одним маршрутом не обойтись, в такую опорную систему надо включать произвольно взятые образы.
3. Если речь идёт об информации, которую вы уже хорошо запомнили, то для пожизненного хранения в голове достаточно обращаться к ней раз в 1−2 месяца. Идеально, когда с этой информацией вам и так приходится регулярно работать. Тогда она естественным образом поддерживается в актуальном состоянии.
С исправлением или удалением информации — прямая аналогия с электронными носителями: исправляйте, переписывайте, затирайте одним образом другой так же, как файлы в компьютере.
«Трудности с представлением» — это очень общее описание. Опишите проблему подробно: как представляете и что именно при этом не получается.
На сайте скоро сделаем раздел «Библиотека», там будут книги, которые я рекомендую. Дождитесь.
Я бы не усложнял запоминание лишними образами — мумиями. Понятно по контексту, что Аменхотеп и Рамзес — фараоны.
Следите, чтобы ненароком не соединить образы чисел: их можно только на что-то.
В магазине «Вавилон» размещаете всех царей и события, как в моём ответе на «а как я узнаю, если в этот год он был царем или что-то другое делал».
Образы чисел неразличимы. Различимы образы событий, на которые размещаете числа.
«Скипетр» (правление), а на нём уже числа. «Рукопожатие» (заключение союза), и на него уже числа + другую информацию.
Смотрите на «Скипетр» и понимаете, что сейчас речь о правлении. Информацию о нём считываете по образам на «Скипетре».
Смотрите на «Рукопожатие» и рассказываете все сведения о заключении союза.
«Фивы» — сложное слово? Я правильно понял, «Аменхотеп», «Хаммурапи», «Эшнунна», «Шамши-Адад» — простые слова, и всё бы ничего, если бы не сложное слово «Фивы»? 🙂
На каждое «что-то другое» подбираете образ и уже на него запоминаете факты о Хаммурапи.
В 1764 г. до н. э. разбил соединенную армию царей Эшнунны, Малгиума, Элама: «Змей Горыныч» с соединенными головами (соединенная армия), на разных частях которого «Гусь» (17), «Луч» (64), «ЭШалон+НУНчаки» (Эшнунна), «МАЛьчик+ГИк» (Малгиум), «Эльф на ЛАМе» (Элам).
В 1763 г. до н. э. началась осада Ларсы: «Стенобитное орудие» (осада), на разных частях которого «Гусь» (17), «Лейка» (63) и ЛАРец (Ларса).
По ходу кодирования размещаете «Змея Горыныча», «Стенобитное орудие» и другие образы событий на частях того отдела магазина, который вы отвели под Хаммурапи.
Потом на экзамене заходите в магазин «Вавилон» и считываете информацию из головы — с такой же точностью и скоростью, как если бы вы считали из конспекта.
20 лет назад были не тесты, а экзамены, и на книжном рынке мы покупали ответы: могли заранее выучить ответ под номер билета и вопроса. Это читерство, лишь бы сдать экзамен и забыть. Билетов немного, и эта тактика иногда себя оправдывала.
Когда перешли на тесты, вариантов вопросов стало несколько тысяч и учить ответы на тесты бессмысленно.
Проще выучить предмет: и тесты сдадите, и 10 лет в школе не зря проведёте — пользоваться знаниями сможете всю жизнь.
Долго и трудно потому, что не сформировали навык. Когда вы учились читать, тоже было долго и трудно. Когда научились — скользите по тексту, думая о смысле, а буквы сами складываются в слова. Так же и с навыком запоминания. В вашем случае сложно ещё и потому, что запоминаете неправильно.
Сложно понять длинный вопрос без единой запятой, но я попробую 🙂
В качестве Вавилона можете взять магазин. Но обозначьте, что именно этот магазин — Вавилон. Всемирная история длинная, и если магазинов много, то запутаетесь. Поэтому на крышу или вывеску магазина ставите символ Вавилона — башню или ворота («Бабили» — «Врата богов»).
Поставили и смотрите несколько секунд на место соединения магазина и башни. Просто смотрите на соединение двух образов в воображении. Не надо действий: «съел мальчика», «увидели археологи» — это детсадовские методы эйдетики, которые мешают запоминать.
Числа проще запоминать, разбивая на двузначные и подбирая образы по цифро-буквенному коду. Удобный код в книге Игоря Анатольевича Корсакова и Натальи Константиновны Корсаковой «Наедине с памятью». Книжка 1984 года, но код до сих пор актуальный: 1 — ГЖ, 2 — ДТ, 3 — КХ, 4 — ЧЩ, 5 — ПБ, 6 — ШЛ, 7 — СЗ, 8 — ВФ, 9 — РЦ, 0 — МН.
Образы на двузначные числа подбираете так, чтобы первая согласная в названии образа была первой цифрой двузначного числа по цифро-буквенного коду, а вторая согласная — второй цифрой.
Корсаковы предлагают возможное начало списка двузначных чисел: 1 — ёж, 2 — яд, 3 — ухо, 4 — щи, 5 — обь, 6 — аул, 7 — усы, 8 — ива, 9 — яйцо, 10 — огонь, 11 — гагара, 12 — год, 13 — гайка, 14 — гуща, 15 — губа, 16 — галка, 17 — гусак, 18 — гвоздь, 19 — гора, 20 — дом
Если у вас нет времени, посмотрите образы на сайте Владимира Алексеевича Козаренко.
Читаете в учебнике всемирной истории:
«Основной текст Законов Хаммурапи сохранился в виде клинописной надписи на аккадском языке, высеченной на конусообразной диоритовой стеле, которая была обнаружена французской археологической экспедицией в начале 1902 года в ходе раскопок древнего города Сузы на территории Персии».
Решаете, какие факты запомнить: «Хаммурапи», «клинопись», «аккадский», «диоритовая», «французы», «1902», «Сузы», «Персия».
Потом кодируете факты в образы.
Такую информацию правильнее кодировать по смыслу: читая биографию царя Хаммурапи, разглядывая клинописные таблички, изучая историю древнейших семитских языков.
Но для быстроты закодируем по созвучию:
«Хаммурапи» — «Хамон». В университете я учил наизусть эти законы, поэтому знаю слово и мне достаточно закодировать начало. Если недостаточно, придумываете образы на остальные части имени;
«Клинопись» — «Клинописная табличка»;
«Аккадский язык» — «КАД», кольцевая автомобильная дорога;
«Диоритовая стела» — «Диорит»;
«Французы» — «Лягушка»;
«19» — «Гиря»;
«02» — «Яд»;
«Сузы» — «Перевязанный шланг» от слова «Сузить»;
«Персия» — «Персик».
Потом последовательно перемещаетесь по магазину и размещаете образы: «Хамон» на двери, «Клинописная табличка» на турникете, и далее по ходу.
Ещё раз обращу внимание: никаких поеданий одного другим, никаких превращений одного в другое. Делаете «стоп-кадр», и смотрите на место соединения двух образов.
Такую информацию быстрее запомнить, чем объяснить, как запомнить 🙂 Тренируйтесь, и сможете запоминать сложную информацию со скоростью медленного чтения.
Но сейчас я бы вам советовал бросить силы на сдачу экзаменов. А потом уже не спеша осваивайте мнемотехнику. Её всё равно придётся освоить, потому что без мнемотехники сложно учиться. Но опасно осваивать в ущерб экзаменам — и экзамены не сдашь, и мнемотехнику не освоишь.
Человека брать не надо. Второй вариант правильный. Если имя редкое («Навуходоносор»), кодируете и размещаете информацию прямо на него (≤5 фактов), или в последовательность с прикреплением первого образа на него (>5 фактов). Если имя частое («Александр»), и у вас оно образный код — обозначаете им другой образ и используете последний для биографии. Но рекомендую брать не какой-нибудь предмет, а осмысленный: если это Александр Македонский, то его Буцефала.
Не имеет значение придуманные или реальные опорные образы, главное это: повторения четкой последовательности опорных образов и эмоциональный отпечаток которые оставляют эти образы
Андрей, «эмоциональные отпечатки» сильно мешают, когда работаете со сложной информацией на больших скоростях.
О разнице между «придуманными и реальными опорными образами» откомментировал в топике, на который вы сослались.
Другое дело, что придуманные опорные образы можно отшлифовать до состояния реальных 🙂 И тогда с придуманными в прошлом опорниками можно обращаться с той же легкостью, что и с образами, сформированными естественно.
Лучше брать знакомые предметы, которые уже когда-либо видел, или можно воспользоваться воссоздающим воображением?
Лучше брать знакомые предметы: проще соединять, надежнее сохранять, легче воспроизводить. Если дверь проще придумать, чем вспомнить, то для нас она не «знакомый предмет».
К образному коду нельзя цеплять.
Надо так: на одну часть значения — образный код первого двузначного числа, на другую часть значения — образный код второго числа. Если образные коды соединять между собой, путаница будет происходить обязательно.
Событие, и на него «15». Новое событие — снова «15», и всегда на событие.
Личность, и на неё «Владимира». Новая личность — снова «Владимир», и всегда на личность.